Новая власть поощряет крымчан доносить друг на друга. Доносчики считают, что выполняют долг перед новой родиной, рассказала НВ блогерша, после недавнего обыска выехавшая в Одессу

В оккупированном Крыму резко выросло количество доносчиков, по телефону из Одессы рассказала НВ бежавшая на прошлой неделе с полуострова активистка и блогерша Елизавета Богуцкая.

«Просто невероятно много развелось стукачей. Мы сидим в кафе, рядом за столом сидит человек — как-будто пьет кофе. Сначала облокачивается на спинку стула, затем начинает отодвигать стул, как-будто ему хочется посвободнее сидеть, потом лежит почти уже у нас на столе, а потом хочется ему сказать: давайте уже свое ухо прямо в мой рот», — рассказывает она.

Liza Bogutskaya

«Стучат», по словам Богуцкой, самые обычные граждане. Причем новые власти поощряют это и ведут пропаганду в духе «настучи на брата». В подъездах, по ее словам, развешивают объявления с призывом «проявить гражданскую солидарность и рассказать в ближайшем органе правопорядка», если вдруг заметил что-то подозрительное.

«И таких находится тьма-тьмущая — тех, которые решают, что они выполнят долг перед Россией, если пойдут и заложат», — говорит Богуцкая. На саму Богуцкую донос написала ее собственная соседка — об этом активистка узнала, когда на прошлой неделе полиция забрала ее на допрос.

8 августа в жилье Богуцкой в Симферополе провели обыск. У известной острыми статьями, направленными против аннексии Крыма, активистки изъяли все носители информации.

«Я так открыто пишу в фейсбуке, настолько не фильтрую эмоции, что достаточно почитать мои статьи – например, последняя Московский Кремль — обитель зла — и за одну такую мне в России можно давать пожизненное, — говорит Богуцкая НВ. — Мне не страшно. Я была совершенно спокойна при обыске. Я абсолютно спокойно вела себя и у оперов, и у следователей. И уезжала из дому тоже совершенно спокойно. У меня не было и нет страха. И у меня не было бы страха, если бы меня посадили. Я просто для себя решила, что лучше говорить на свободе, чем молчать в тюрьме».

Обыск проводили в половине шестого утра, специально, чтобы застать хозяев «спросоня». Богуцкую разбудили выстрелы: ворвавшиеся во двор силовики открыли огонь по бросившейся на них собаке. Обыскивающих было около 15 человек — четверо автоматчиков в балаклавах, около восьми людей в гражданском и двое понятых, которых полицейские привезли с собой.

Искали, по словам Богуцкой, боеприпасы, снаряды, наркотики и запрещенную литературу. Изъяли два стационарных компьютера, ноутбук, фотоаппарат, два автомобильных навигатора, два регистратора, несколько флешек.

После обыска Богуцкую забрали на допрос: «Спрашивали про мою экстремистскую деятельность, про то, как я разжигаю вражду, про то, как я своим украинским патриотизмом мешаю соседям жить, что соседи жалуются на меня и пишут письма в ФСБ», — рассказывает она. Кроме того, следователи хотели, чтобы она дала свидетельские показания на экс-главу Меджлиса Мустафу Джемилева.

Сегодня, 18 сентября, Богуцкая выложила на своей странице в Facecebook целую инструкцию для оставшихся в Крыму украинских активистов о том, как вести себя во время обыска и как подготовиться к приходу правоохранителей.

Пока Богуцкая остается в Одессе, но верит, что это временно. «Я не знаю насколько там Россия задержится. Думаю, в ближайшее время будут какие-то радикальные шаги по выходу ее из Крыма. Но, в любом случае, это не месяц»,- говорит она по телефону.

За последнее время в Крыму все чаще стали обыскивать дома украинцев и крымских татар. Правоохранители врываются под предлогом поиска оружия, наркотиков и экстремистской литературы.

6 сентября сотрудники милиции провели обыск в доме предпринимателя Мустафы Османова из села Межводное Черноморского района Крыма, который в декабре 2013 года на своем автомобиле приехал на Майдан, привез продукты и казан, чтобы готовить плов для протестующих в центре Киева.

По материалам: Новое Время